Капитан Джон Миллер получает тяжелое задание. Вместе с отрядом из восьми человек Миллер должен отправиться в тыл врага на поиски рядового Джеймса Райана, три родных брата которого почти одновременно погибли на полях сражений. Командование приняло решение демобилизовать Райана и отправить его на родину к безутешной матери. Но для того, чтобы найти и спасти солдата, крошечному отряду придется пройти через все круги ада…
Можно быть абсолютно уверенным, что даже те, кому понравится этот фильм Стивена Спилберга, всё равно будут кривиться при упоминании самых первых и финальных кадров. Декларативный и пафосный патриотизм настолько нам надоел по искусству социалистического реализма, что ещё труднее вынести демонстративно возвеличивающие, искусственно превозносящие человеческий и гражданский подвиг соответствующие сцены в произведениях современного капреализма. Спрашивается: ну, чего же такой чуткий и талантливый режиссёр, как Спилберг, который не сфальшивил во впечатляющих батальных эпизодах, объявленных рядом американских критиков даже самыми лучшими в истории кинематографа на военную тематику, не почувствовал явного перебора в тенденциозности и плакатности решения зачина и послесловия своей эпической фрески во славу солдат, сражавшихся за родину и мир во всём мире далеко от берегов Америки?!
Помнится, что и к документальному финалу «Списка Шиндлера» (оставшиеся в живых после Холокоста, а также их дети и внуки приходят на могилы своих родственников на земле Израиля) многие предъявляли столь же раздражённые претензии, не желая воспринимать это как необходимое покаяние и очищение, а также в качестве проявления благодарной памяти к умершим. Но по отношению к Спилбергу, прежде всего, проявляется плохо скрытое неудовольствие тех, кто вообще не приемлет трансформации создателя захватывающих зрелищ уже в своеобразного проповедника и учителя жизни. А из-за этого неприятия сложно понять, почему и «Список Шиндлера», и особенно «Спасение рядового Райана» имели такой потрясающий успех в американском прокате. На самом-то деле, две его упомянутых картины вместе с «Амистадом», к сожалению, хуже прошедшим в кинотеатрах, образуют некую условную трилогию, которая пронизана одной сквозной идеей, оказавшейся чрезвычайно нужной американцам на исходе XX века.
В некоторых откликах на «Спасение рядового Райана» промелькнуло верное соображение, что Стивен Спилберг не только вернул моду на кино о войне — реальной, имевшей историческое значение, а отнюдь не выдуманной, фантастической, «звёздной» — но ещё предложил обществу позитивный идеал, в который теперь следует верить. Героизм американских солдат, высадившихся в составе войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года (благодаря чему был открыт второй фронт в Европе, а значит — приблизилось окончание мировой войны), действительно не подлежит сомнению, тем более что на Западе, а особенно в США это считают главным событием той эпохи.